В условиях современного рынка инновации становятся ключевым элементом развития любой страны. В докладе за 2021 год «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index),содержащем результаты анализа инновационных систем 132 стран и их рейтинг по уровню инновационного развития, Россия заняла
— Валерий Дмитриевич, в этом году издательский дом «Бюджет» выпустил в свет книгу «Стратегирование национальных и региональных инновационных систем». Вы были автором идеи, редактором и руководителем проекта. Почему вы выбрали именно эту тему?
— Весной 2018 года в Северо-Кавказском федеральном округе для региональных министерств экономического развития мы организовали круглый стол, на котором обсуждалась тема инновационного развития. Были представлены все субъекты округа. Получился глубокий, интересный по содержанию разговор, были интересные докладчики, но, к сожалению, продолжения никакого это не получило.
Позже, в конце прошлого года, я обратил внимание, что в майских указах президента тема инновационного развития выделена особо и что к 2024 году 50 процентов технологических промышленных активов страны должны добиться инновационной продукции. Понимая, что альтернатива сырьевой экономики только инновационная экономика, начали двигаться в этом направлении. В это же время созрела и идея создания книги. Я организовал своих коллег, каждый получил конкретное задание, четко была сформулирована структура книги, и она появилась на свет. Хочу особо отметить, что это не научное издание. Это учебное пособие, методическое руководство, но оно очень полезно для чиновников, которые отвечают за инновационное направление у себя в субъектах, в муниципальных образованиях. К такому выводу я пришел благодаря множеству частных бесед, в которых они признаются, что часто не понимают, чего от них хотят, не понимают самой проблематики. Вот для них мы эту книгу и создали. Читается она очень легко, сделать это можно буквально за два вечера и получить представление о том, как все работает.
— На ваш взгляд, что в первую очередь необходимо предпринимать, чтобы страна в инновационном развитии занимала лидирующие позиции в мире?
— Для того чтобы двигаться к лидирующим позициям в мире, нужно еще многое сделать в этом направлении, многое изменить. Есть три момента, которые я бы выделил и которые реалистично решить.
Во-первых, необходимо, формировать инновационную культуру, поскольку именно она способствует развитию инновационного общества. Тут уместно вспомнить высказывание экономиста Питера Друкера, «культура съедает стратегию на завтрак». Он говорил о корпоративной культуре, но это вполне распространяется и на государство. Задача формирования инновационной культуры должна стать приоритетом государства и общества. При этом необходим комплексный подход к проблемам формирования инновационной культуры, развития инновационной грамотности для тех людей, кому это необходимо. Это прежде всего касается представителей власти, бизнеса, науки и высшего образования.
Второе — на мой взгляд, нужно активизировать работу и подключить к инновационному процессу губернаторов и региональные власти. Сегодня это слабо развито. Да, есть порядка 20 самодостаточных, богатых регионов, с крепкой экономикой, с сильными вузами и развитой индустрией. Поэтому губернаторы этих регионов сами, по своей инициативе, двигают это направление. Остальные же или выжидают чего-то, или ссылаются на свою бедность и тому подобное. Так быть не должно. Если они не желают по своей воле заниматься инновационным развитием своих регионов, то необходимо их к этому принуждать. Поскольку известно, что все революции в России проходят как революции сверху, то необходимо внедрить в показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов и такой пункт, как инновационное развитие, чтобы они активно участвовали в этом направлении. Я полагаю, что власть должна присутствовать во всех задачах по инновационному развитию и находить эффективные способы поддержки инновационного бизнеса. Государственная поддержка инноваций, НИОКР являются жизненно важной для инновационного роста, в том числе из-за того, что инвестиции и исследования, поиск новых технологий для частного сектора слишком обременительны, часто неподъемны. Понимая важность этого вопроса, мы сейчас готовим к печати еще одну нашу книгу, в которой освещается роль власти в инновационном развитии.
Наконец, третий пункт — он весьма тонкий, но важный, и нужно об этом громко говорить, и надеюсь, рано или поздно вас услышат. О чем речь? В советское время при каждом областном комитете партии был отдел вузов и большое количество работников, которые держали руку на пульсе работы всего образования. Сейчас же российские вузы в регионах предоставлены сами себе и ректор — местный князь, поскольку его финансирует Москва. Он с уважением относится к губернатору, но не подчиняется ему, и его никто не контролирует из региональной власти. Я считаю, что это неправильно. Сегодня у губернатора есть министр в областном правительстве, который формально отвечает и за науку, и за высшее образование тоже, но у него нет реальной власти над ними. Поэтому ректор может чувствовать себя так вольготно и игнорировать региональные власти. А нужно, чтобы региональный министр мог при необходимости рекомендовать федеральному министерству и снять ректора, если тот не влияет должным образом на развитие региона. Такая модель управления могла бы существенно помочь сотрудничеству вузов с местным бизнесом, создать альянс, чтобы бизнес выступал заказчиком в том или ином региональном университете, а последний обращал внимание на чаяния местного бизнеса. Такая же проблема есть и в институтах РАН в различных регионах страны. Буквально на днях я стал свидетелем истории, когда в сибирском отделении РАН в новосибирском Академгородке директором всемирно известного института федеральное министерство назначило сотрудника, который проиграл выборы, но у которого в Москве нашлись друзья. Тем самым мнение коллектива было проигнорировано.
— По вашему мнению, какую роль должна играть наука и высшее образование в формировании инновационной политики государства?
— Выше мы уже затронули эту тему. Могу еще раз сказать: эта роль очень велика. Вспомним модель «тройной спирали» — наука и университеты должны быть связаны с властью и бизнесом в инновационном развитии. Власть должна контролировать весь процесс, а бизнес активно сотрудничать с научно-техническим сообществом, выступая заказчиком, потребителем тех изобретений, которые научное сообщество выдает. Этот альянс исключительно важен. Такие примеры в стране есть, но их недостаточно и о них мало говорят. А ведь неотъемлемой частью процесса технологических инноваций, играющей решающую роль, является трансфер (передача) технологий, под которым понимается процесс передачи результатов научных и технологических исследований на рынок. Трансфер технологий превращает знания в деньги. Ведущие университеты мира накопили опыт успешно работающих подразделений, занимающихся трансфером технологий. И в нашей стране этот опыт набирает силу. Еще в 2015 году в ведущих российских университетах планировалось создание центров трансфера технологий. Планы были хорошие, и их просто нужно довести до конца. И здесь нужно повышать знания людей, отвечающих за эти направления. В вузах, в НИИ, где есть перспектива прикладных решений, должны быть созданы отделы, укомплектованные юристами, экономистами, патентоведами, помогающими изобретателю продать его изобретение. Все эти меры послужат заметной положительной динамике в сфере улучшения инновационного климата страны. Хочу отметить, что и в нашей книге этой теме уделено много места потому, что она (тема) очень важна для инновационного развития России.
— Каковы на сегодняшний день, основные сложности в реализации создания инновационной экосистемы в России? Готово ли общество?
— На мой взгляд, к сожалению, общество еще не совсем готово. Для того чтобы инновационное мышление превалировало, нужно активно подключать СМИ, все политические элиты должны обратить на эту проблематику самое пристальное внимание. Могу привести один пример из моего личного наблюдения. У нас в бизнес-сообществе есть сегодня такие гиганты, как Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», большой бизнес объединяет Российский союз промышленников и предпринимателей. И только у последнего есть комитет по инновациям. У всех остальных такого нет, хотя имеются по нескольку десятков комитетов на все случаи жизни, по всем направлениям. Вот и ответ на вопрос: готово ли общество? С одной стороны, в майских указах национальный лидер говорит, что этим надо заниматься, потому что альтернативы нет, а общество весьма индифферентно. Нет глубокого понимания того, что инновационное развитие — это безальтернативная стратегия. Другое дело, что само название, режет слух современному россиянину. Так же как у нас терпеть не могут, когда мы говорим о брендинге или маркетинге городов. Один очень известный и авторитетный профессор мне говорит: «Ну, брендинг городов я признаю, а маркетинг — нет». Ну вот как с этим жить? Увы, так пока наше общество устроено. Поэтому как можно больше нужно об этом говорить и писать. И начинать нужно со школьной скамьи. Я уже говорил об инновационной культуре. Повторюсь еще раз: ее необходимо развивать потому, что она является необходимой составляющей инновационного развития экономики. Отсутствие инновационной культуры общества — одна из главных причин инновационной стагнации.
Говоря о сложностях в реализации создания инновационной экосистемы, я бы отметил, что сегодня в России целые отрасли экономики полагаются на государственный заказ и зачастую действуют в неконкурентной среде. В результате у них отсутствует бизнес-мышление и бизнес-процессы, которые бы способствовали рассмотрению и внедрению инновационных разработок.
Также зачастую в компаниях не планируются и не выделяются ресурсы на внедрение новых разработок, отсутствуют соответствующие инвестиционные программы. Во многих компаниях в принципе отсутствует технологическая политика, программы развития технологий и новых продуктов.
Молодежь, работники вузов, научной сферы генерируют огромное количество инновационных и технологических идей. Однако их авторы часто жалуются, что им не удается привлечь внимание инвесторов и получить финансирование. В то же время российские бизнес-ангелы и венчурные инвесторы говорят о дефиците привлекательных проектов. Зачастую именно нехватка бизнес-компетенций не позволяет разработчикам проработать экономическую составляющую проекта, избрать правильный способ коммерциализации своей технологии и представить ее на суд инвестора в привлекательной форме. В общем, проблем в этой сфере пока предостаточно, однако, на мой взгляд, все они решаемы.
— Намерены ли вы и дальше развивать тему инновационного развития? Если да, то каковы планы на ближайшее будущее?
— Я как гражданин, издатель, редактор финансово-экономических изданий очень интересуюсь этой темой и считаю, что ею нужно заниматься, искать партнеров, единомышленников. В ближайшее время я буду встречаться с руководством одной из бизнес-ассоциаций и предложу им программу действий в этом направлении. Мне кажется, что мы договоримся и примем совместный план действий. Поскольку у них 85 региональных офисов, то мы могли бы развернуть образовательную сеть по всей стране по вопросам инновационного развития.
Мы также подготовили две книги по данной тематике: одна уже вышла, с нее мы и начали наш разговор, другая — о роли властей в инновационном развитии — готовится к печати. Третья — о том, как повысить инновационную культуру компании, — на подходе. Мое мнение, что в ближайшие годы нам нужно издать таких простых и ясных книг как можно больше, чтобы подготовить страну к пониманию всех этих вопросов. Помимо этого, нами уже создан информационный портал, который будет помогать предпринимателям-инноваторам, находящимся на разном уровне воплощения своих идей, публиковать свои презентации, а инвестиционным фондам, бизнес-ангелам, индивидуальным инвесторам и компаниям со свободными средствами получать информацию о стартапах и вкладывать в них средства.
Повторюсь, что многолетний опыт общения с государственными и муниципальными чиновниками, представителями бизнеса показывает отсутствие понимания всей этой проблематики у подавляющего большинства. Что неудивительно. Ведь вузы только стали учить этим знаниям, стали появляться кафедры. Однако сегодня практически нет никакой литературы на тему инноваций, кроме научных монографий и учебников для студентов. Поэтому первейшей задачей я считаю повышение знаний всех заинтересованных сторон. Без соответствующих знаний сложно двигаться вперед и добиваться успеха.