Инновационная система Польши

1 декабря 2021
Мировой опыт

Прошло почти десять лет с момента вступления Польши в Европейский союз ЕС, и за этот период в стране был осуществлен целый ряд экономических и социальных реформ, которые помогли преобразовать польскую экономику и позволили Польше догнать по уровню развития другие страны-члены объединения.

С 1991 года ВВП Польши ежегодно растёт, увеличившись к началу 2018 года до 524,5 миллиарда долларов (с 85,5 млрд долл.). В 2021 году номинальный рост ВВП составил около 3,5% — 642,1 миллиарда долларов. 

В правительстве страны осознают, что уровень инновационности и способность к инновациям являются определяющими факторами национальной конкурентоспособности. Сегодня экономика Польши характеризуется низким по сравнению с Европой в целом уровнем инноваций и высоким уровнем дифференциация в этом отношении на региональном уровне. В начале 2010-х годов в Польше началась долгосрочная реформа научно-технической сферы, сопровождаемая также некоторыми изменениями в системе высшего образования. Реформа нацелена на децентрализацию управления наукой, а также повышение кооперации между бизнес-сообществом и научно-исследовательскими институтами, работающими над коммерчески значимыми проектами. Важным подспорьем в проведении реформ для Польши стала финансовая поддержка со стороны Европейского Союза: в 2007-2013 гг. из европейских фондов было выделено более 4 миллиардов евро на поддержку реформирования польских науки и образования. В целом предприниматели, институты развития, научно-исследовательские структуры и органы государственного управления получили более 9,7 миллиарда евро в рамках Программы «Инновационная экономика», финансируемой из европейских фондов. Эти средства предназначались для проектов, которые способствовали повышению инновационности польских предприятий.

Изменения, происходящие в национальной инновационной политике, а также в политике регионального развития создали возможности для более эффективного использования внутреннего потенциала отдельных территорий. Они являются отправной точкой для национальных и региональных мероприятий.

Однако опыт показывает, на пути проведения активной политики инновационного развития на региональном уровне по-прежнему много барьеров. Поэтому дальнейшая поддержка инновационной политики будет осуществляться через мероприятия, направленные на активизацию и углубление сотрудничества между Варшавой и регионами.

Стимулирование роста инноваций в регионах 

В процессе создания и стимулирования инноваций большое значение имеют центры исследований и разработок, особенно в части развития НИОКР. Они важны как для предпринимателей, так и для проведения исследований, которые можно затем эффективно коммерциализировать. Таким образом, важнейшей задачей и объектом стимулирования является дальнейшее усиление сотрудничества между университетами и предпринимателями.

Создание инноваций во многом определяется экономическим потенциалом данной территории. Как правило, этот процесс тесно связан с человеческим капиталом и с исследовательскими возможностями.

Таким образом, инновации создаются, прежде всего, в городских центрах, особенно в агломерациях. Региональная инновационная политика заключается в дальнейшем укреплении существующих центров инноваций, а также стимулировании инноваций в малых и средних городах, для которых характерны более слабый научный потенциал и более низкий уровень экономического развития. Для наращивания инноваций в этих областях важно более тесно связать их с компаниями с относительно высоким инновационным потенциалом, которые расположены в крупнейших агломерациях, региональных или субрегиональных центрах.

Большой упор в польской региональной инновационной политике сделан на создание и укрепление экосистемы, способствующей развитию стартапов. При этом проекты, реализуемые на региональном уровне, должны быть связаны с национальными приоритетами. Основная задача - создание условий для развития инноваций в малых и средних городах. Важно помочь молодым компаниям, дать доступ к профессиональным консультационным услугам на всех этапах их развития, от фазы стартапа до этапа международной экспансии. Особое внимание уделяется стимулированию иностранных компаний к созданию стартапов и развитию деятельности в Польше.

Стимулирование инноваций также требует изменения способа управления компаниями, создания культуры открытости к экспериментам, риску и ошибкам. Эта область компетенции собственников и управленческого персонала компаний.

Некоторые цифры 

Польское агентство развития предпринимательства отмечает ряд интересных фактов, относящихся к инновационной политики польских компаний накануне пандемии. Так, 34,7% компаний, работающих в Польше, проявляли инновационную активность в 2017-2019 годы. Это означает, что они внедрили или пытались применить хотя бы одно новшество в своей деятельности.

При этом 30,1% компаний можно охарактеризовать как инновационные (то есть ими внедрено хотя бы одно нововведение). Доля инновационных компаний в зависимости от размера компаний такова: 29,2% инновационных компаний среди микропредприятий, 38,7% - среди малых предприятий, 43,3% - средних и 56,7% - крупных предприятий. 

Польские предприятия чаще внедряют инновации бизнес-процессов (24,5%), чем продуктовые инновации (13,1%). Новые инновации вводились гораздо чаще в масштабе компании - 25,7%, чем в масштабе рынка - 6,1%. При этом инновационная деятельность польских компаний это, прежде всего, инвестиции в основной капитал – например, закупка машин и оборудования (в том числе компьютерной техники), транспортных средств (65% инновационно активных предприятий).

Основным источником инноваций на польских предприятиях является управленческий персонал (70% инновационно активных компаний), за которым следует внешняя среда компании - клиенты, поставщики и конкуренты (54%). 70% всех инновационно активных компаний сотрудничали с клиентами в сфере инновационной деятельности, почти половина (46%) - с поставщиками, пятая часть (22%) - с конкурентами и другими предприятиями.

Среди преимуществ ведения инновационной деятельности предприниматели указывают:

п

  • повышение качества обслуживания клиентов (54%), 

  • повышение способности адаптироваться к требованиям клиентов (51%), 

  • повышение качества продуктов и услуг (51%), 

  • повышение эффективности работы. (43%), 

  • привлечение новых клиентов (43%), укрепление бренда (43%), 

  • увеличение продаж (37%) и увеличение чистой прибыли (33%).

Барьеры для развития инноваций носят рыночный характер: сильная конкуренция в отрасли (55% инновационно-активных компаний) и нехватка квалифицированных сотрудников (41%), а также административные: бюрократия (45%) и негибкое законодательство (42%).

По мнению компаний, неактивных в инновационной деятельности, наиболее важным препятствием для начала и ведения инновационной деятельности является убежденность в том, что такая деятельность неоправданна, поскольку в данной отрасли нет необходимости достигать рыночного преимущества (41%).

Осенью 1992 года по инициативе представителей центров предпринимательства, ученых и органов государственного управления Польши была создана Ассоциация организаторов центров инноваций и предпринимательства. 

Ассоциация объединяет физических и юридических лиц, являющихся центрами инноваций и предпринимательства, университетами и предприятиями, работающими над развитием инновационной экосистемы.

Также польский рынок насыщен специализированными учреждениями по поддержке инновационного бизнеса. Открываются квази-банковские финансовые учреждения, такие как фонды посевного капитала, сети бизнес-ангелов, региональные и местные кредитные фонды.

Учреждения, позволяющие внедрять новые продукты и услуги, такие как технопарки, технологические инкубаторы, инкубаторы академического предпринимательства и центры передачи технологий, также интенсивно развиваются. 

Именно здесь малые и зарождающиеся предприятия получают шанс на успех. Сегодня лидируют воеводства с наибольшим инновационным потенциалом: Мазовецкое, Малопольское, Нижнесилезское и Поморское, то есть четыре из 16 воеводств. Причем здесь доминируют городские агломерации: Варшава, Краков, Вроцлав и Труймясто.

Успех этих воеводств заключается в способности привлекать самых ярких и самых творческих людей. Именно здесь находятся лучшие университеты и исследовательские центры. Возможности в сфере образования привлекают человеческий капитал, а возможности делового сотрудничества с наукой - финансовый капитал. Малопольское, Нижнесилезское и Поморское воеводства несколько лет развиваются динамично и несколько быстрее, чем лидер списка - Мазовецкое, увеличивая расходы на исследования и разработки на основе ВВП, а также количество людей, работающих в области исследований и разработок.

Динамичное развитие этих воеводств также является важной движущей силой для развития особых экономических зон, которые успешно привлекают капитал, развивают инфраструктуру - как транспортную, так и образовательную – и ориентированные на инновационные области обучения.

Также все большее значение приобретают растущие центры инноваций и предпринимательства, такие как центры передачи технологий и инновации.

Кембриджский инновационный центр

Важным событием для Польши стало то, что Кембриджский инновационный центр (CIC) летом 2020 года открыл свой второй европейский офис в Варшаве. Кембриджский инновационный центр (CIC) - американская компания по оказанию услуг в сфере недвижимости, которая позиционирует себя как «сообщество предпринимателей». Компания была основана в 1999 году выпускниками Массачусетского технологического института (MIT) Тимоти Роу и Эндрю Олмстедом.

HB Reavis со штаб-квартирой в Люксембурге предоставила Кембриджскому инновационному центру (CIC) финансирование в размере 58 миллионов долларов на расширение своих коворкингпространств по всему миру. Кампусы CIC, по сути, представляют собой смесь стартапов, «отделений корпоративных инноваций» и венчурных фондов, с арендаторами, имеющими доступ к оборудованным рабочим местам, конференц-залам, лабораториям и многому другому. В CIC разработаны инновационные программы для более чем десятка государств, включая Канаду, Китай, Германию, Японию и Нидерланды.

Новый филиал CIC в Варшаве будет работать как инновационный кампус, ориентированный на привлечение технологических талантов из 17 стран Европы. CIC Warsaw также станет одним из основных центров, способствующих развитию прорывных технологий в регионе.

Кампус CIC будет расположен в варшавском комплексе Varso Place, который включает в себя самое высокое офисное здание в ЕС, и станет вторым офисом CIC в Европе после Роттердама. Его площадь составит 14 тыс. кв. м. Часть этих площадей будет отведена технологическим центрам и компаниям, работающим в наиболее важных на сегодняшний день областях инноваций: устойчивое развитие, цифровая трансформация недвижимости, интернет вещей, безопасность и аэрокосмическая промышленность. Помимо инновационных хабов, в CIC Warsaw также будет зона 3D-прототипирования, коворкинг для международных компаний, эксклюзивный бизнес-клуб и зона социальных инноваций, доступная для всех.



Читайте в рубрике: